Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • 644073, г. Омск, ул. Дианова д. 33
  • +7(3812)730611 (приемная комиссия), +7(3812)665080; +7(3812)293904; +7(933)4441110 (многоканальный)
  • post@omkpt.omskportal.ru

Профилактика эмоционального выгорания среди педагогических работников

1 Декабря 2021 12:12

Количество просмотров: 219

30 ноября Центром инклюзивного профессионального образования был проведен вебинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, работающих в условиях инклюзивного образования». В вебинаре приняли участие представители одиннадцати профессиональных образовательных организаций Омской области.

В рамках вебинара педагоги познакомились с определением «Синдром эмоционального выгорания», причинами и факторами, способствующими возникновению данного синдрома, с рекомендациями известных ученых по профилактике профессионального выгорания.

Сегодня термин «синдром эмоционального выгорания» можно услышать все чаще и чаще. Что же это за синдром и почему ему уделяется так много внимания? Синдром эмоционального выгорания (СЭВ, или англ. burnout) — это состояние человека, характеризующееся снижением производительности, ощущением постоянной усталости и апатии, чувством беспомощности, некомпетентности и полного безразличия к окружающему миру. Данный синдром чаще всего появляется в результате длительного периода напряжения психоэмоциональных сил и стресса.

Современные ученые отмечают, что наиболее подвержены синдрому эмоционального выгорания педагоги. По степени напряженности нагрузка педагога сегодня в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций.

К причинам возникновения синдрома можно отнести:
— напряженность и конфликты в профессиональном окружении, недостаточная поддержка со стороны коллег;
— нехватка условий для самовыражения, экспериментирования и новаций;
— однообразие и неумение творчески подойти к выполняемой работе;
— вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании и отсутствии положительной оценки;
— работа без перспективы выстроить профессиональную карьеру;
— неразрешенные личные конфликты,
— длительная нагрузка на основные анализаторы (слух, зрение и т.д.),
— длительная концентрация внимания, памяти, большой объем информации, соучастие эмоций и интеллекта и, как следствие, нервно-психическое и физическое напряжение.
Вебинар включал в себя и практическую часть, на которой были рассмотрены упражнения, позволяющие быстро и безопасно снижать эмоциональное напряжение. Первая техника, которая была предложена участникам относится к методу нервно-мышечной релаксации Джекобсона (разработана в 1929 году). Суть данной техники заключается в том, что наибольшего расслабления можно достичь путем поочередного напряжения мышц (кисти рук, плечи, мышцы лица).

Следующее упражнение относится к техникам визуализации. Так, упражнение «Чувствую себя хорошо» заключалось в том, чтобы вспомнить 5 счастливых моментов своей жизни, воспроизвести в памяти чувства и поместить их в укромный уголок своей души, откуда потом их можно без труда достать.

Избавиться от неприятных чувств и воспоминаний педагоги смогли при помощи упражнения «Мусорное ведро», куда мысленно помещали все ненужное и травмирующее. Также вниманию слушателей была представлена медитация по профилактике эмоционального выгорания – «Горы».

«Техник и способов борьбы со стрессовыми состояниями огромное множество, – подчеркнула педагог-психолог Епишина В.И. – Каждый человек может сам для себя определить, какие именно способы ему подходят. Будь то занятия спортом или творчеством, общение и хороший фильм, а, может быть, просто вкусный обед. Главное – это умение прислушиваться к своим желаниям и дарить себе маленькие радости в любую погоду и при любых обстоятельствах».