Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • 644073, г. Омск, ул. Дианова д. 33
  • +7(3812)730611 (приемная комиссия), +7(3812)665080; +7(3812)293904; +7(933)4441110 (многоканальный)
  • post@omkpt.omskportal.ru

Когнитивно-поведенческая терапия в работе с подростками

Когнитивно-поведенческая терапия в работе с подростками Когнитивно-поведенческая терапия в работе с подростками Когнитивно-поведенческая терапия в работе с подростками Когнитивно-поведенческая терапия в работе с подростками Когнитивно-поведенческая терапия в работе с подростками Когнитивно-поведенческая терапия в работе с подростками Когнитивно-поведенческая терапия в работе с подростками

17 Марта 2022 12:03

Количество просмотров: 160

17.03.2022 г. состоялось шестое заседание творческой группы педагогов-психологов профессиональных образовательных организаций Омской области. Участники группы продолжают работать в направлении «Коррекционное и развивающее направление деятельности педагога-психолога в инклюзивном образовательном пространстве».

Текущее заседание было посвящено когнитивно-поведенческой терапии в работе с подростками. К заседанию педагоги-психологи подготовили техники для рассмотрения в группе. В своей работе в рамках данного заседания мы опирались на учебник Рейчел Л. Хат «Когнитивно-поведенческая терапия для подростков. Рабочая тетрадь», а также пособие «Практическая когнитивно-поведенческая терапия для детей и подростков» (авторы Л.У. Файфер, А.К. Краудер, Т. Элсенраат, Р. Галл).

В основе когнитивной модели лежит мысль о том, что не сама ситуация влияет на наши эмоции, телесные реакции и поведение, а то, как мы эту ситуацию воспринимаем. В работе с подростками важно помнить, что их жизнь непроста и часто подвержена стрессу, поскольку именно в этом возрасте формируются первые осознанные представления о себе, своих личностных качествах и своем месте в обществе. Когнитивно-поведенческая терапия позволяет решать множество задач: осознание и управление эмоциональными состояниями, мыслями и поведением, чтобы он мог мыслить, чувствовать и вести себя так, как человек, которым он хочет стать.

Педагог-психолог Гудосова Марина Николаевна (БПОУ ОО «Омский техникум строительства и лесного хозяйства») представила на заседании технику, предназначенную для отработки навыков эмоциональной регуляции. Суть данной техники заключается в том, чтобы при помощи стимульного материала ответить на вопросы для поиска той мысли, которая привела к возникновению деструктивной эмоции. Данный метод позволяет не только снизить уровень эмоционального напряжения, но и рационализировать проблемную ситуацию путем ее интерпретации. Важно отметить, что работа с эмоциями является актуальной в работе с подростками, поскольку эмоциональные реакции возникают спонтанно, а последствия могут быть непредсказуемыми.

Вера Владимировна Ловчакова (педагог-психолог БПОУ ОО «Омский автотранспортный колледж») предложила анкетирование на уровень самооценки и тревожности для выявления представлений о себе. На основании полученных результатов предлагается стимульный материал для коррекции деструктивных (ложных) представлений о себе. Одним из таких упражнений является «Зеркало на стене», суть которого заключается в формировании представлений о себе путем произнесения позитивных мыслей. Здесь также стоит отметить, что наше представление о себе является основой для будущей жизни.

Руководитель творческой группы Вера Ивановна Епишина предложила метод когнитивно-поведенческой терапии с элементами арт-терапии «Возведение моста». Работа данного метода предполагает изображение текущей ситуации (мучающих чувств или отношений), описание рисунка и вербализацию чувств, возникающих при изучении рисунка. Второй этап работы данного метода предполагает изображение ситуации в будущем, как она разрешилась. И третьим шагом является возведение моста между двумя изображениями. Мост подразумевает составление пошагового плана действий для обретения гармонии внутри, разрешение текущей ситуации или улучшение отношений.

«Когнитивно-поведенческая терапия бесспорно является одной из наиболее эффективных в работе с девиантным поведением, деструктивными представлениями о себе, взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми, а также с тревожными и депрессивными проявлениями», – считает педагог-психолог Епишина В.И.