Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • 644073, г. Омск, ул. Дианова д. 33
  • +7(3812)730611 (приемная комиссия), +7(3812)665080; +7(3812)293904; +7(933)4441110 (многоканальный)
  • post@omkpt.omskportal.ru

Как справиться с эмоциональным выгоранием?

Как справиться с эмоциональным выгоранием? Как справиться с эмоциональным выгоранием? Как справиться с эмоциональным выгоранием?

1 Марта 2022 12:03

Количество просмотров: 172

25 февраля 2022 г. Центром инклюзивного профессионального образования был проведен семинар-практикум «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, работающих в условиях инклюзивного образования». В семинаре приняли участие представители 6 ПОО Омской области, всего 7 человек.

В рамках семинара-практикума педагоги познакомились с определением «Синдром эмоционального выгорания», причинами и факторами, способствующими возникновению данного синдрома, с рекомендациями известных ученых по профилактике профессионального (эмоционального) выгорания.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ, или англ. burnout) — это состояние человека, характеризующееся снижением производительности, ощущением постоянной усталости и апатии, чувством беспомощности, некомпетентности и полного безразличия к окружающему миру.  Чаще всего появляется в результате длительного периода напряжения психоэмоциональных сил и стресса. Определение синдрома эмоционального выгорания было введено американским психотерапевтом Г. Фрейденбергом относительно недавно (1974 г.).

К причинам возникновения синдрома можно отнести:
- напряженность и конфликты в профессиональном окружении, недостаточная поддержка со стороны коллег;
- нехватка условий для самовыражения, экспериментирования и новаций;
- однообразие и неумение творчески подойти к выполняемой работе;
- вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании и отсутствии положительной оценки;
- работа без перспективы невозможности выстроить профессиональную карьеру;
- неразрешенные личные конфликты,
- длительная нагрузка на основные анализаторы (слух, зрение и т.д.),
- концентрация внимания, память, большой объем информации, соучастие эмоций и интеллекта и как следствие нервно-психическое и физическое напряжение.

Практическая часть мероприятия включала в себя упражнения, позволяющие быстро и безопасно снижать эмоциональное напряжение.

Первая техника, которую проработали участники относится к методу нервно-мышечной релаксации Джекобсона (разработана в 1929 году). Суть данной техники заключается в том, что наибольшего расслабления можно достичь путем поочередного напряжения мышц.

Педагоги выполняли упражнения с элементами эмоционально-образной терапии. Так упражнение «Чувствую себя хорошо» заключалось в том, чтобы вспомнить 5 счастливых моментов своей жизни, воспроизвести в памяти чувства и поместить их в укромный уголок своей души, откуда потом их можно без труда достать. Избавиться от неприятных чувств и воспоминаний педагоги смогли при помощи упражнения «Мусорное ведро», где мысленно помещали все ненужное и травмирующее в воображаемое ведро.

Участники мероприятия познакомились с дыхательными техниками, визуализацией и аутогенной тренировкой. Одной из наиболее популярных и эффективных дыхательных техник является «Медитация 10». Суть ее заключается в том, чтобы считать до 10, наблюдая за дыханием. Важно при счете постараться отключить мысли и эмоции, концентрируясь на дыхании. Данная техника позволяет снять эмоциональное напряжение.

В заключении педагоги пожелали другим участникам группы тех качеств, которые помогают преодолевать эмоциональное выгорание. А также поделились своими впечатлениями и отметили, что будут использовать рекомендованные практики регулярно.

«Способов преодоления стрессовых и постстрессовых состояний огромное множество и для каждого человека существуют те, которые подходят именно ему. Будь то занятия спортом или творчеством, общение и хороший фильм, а, может быть, просто вкусный обед. Главное – это умение прислушиваться к своим желаниям и дарить себе маленькие радости в любую погоду и при любых обстоятельствах», – резюмировала педагог-психолог Епишина В.И.