Практика на педагогическом отделении «Педагогика каникул»

Фото к материалу: 
Практика на педагогическом отделении «Педагогика каникул»
Практика на педагогическом отделении «Педагогика каникул»

             10 марта  2018 года в группах  301-9, 302-9, 311-9   педагогического отделения  завершилась подготовка обучающихся к летней   педагогической практике по ПМ.02 Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры.

              Важнейшим компонентом в системе  практической подготовки, позволяющим  закрепить базовые знания, совершенствовать  профессионально-личностные качества, приобрести опыт социально-педагогической деятельности является летняя педагогическая практика.

            Летняя педагогическая практика  сложилась на основе традиций общественно-политической и пионерской практик в советской школе и до сих пор является первой  самостоятельной деятельностью будущих учителей.

            С целью практической и методической подготовки студентов к работе в ДОЛ, в колледже организуется учебный практикум  «Педагогика каникул» (ознакомление с нормативно-правовыми актами в сфере оздоровления; правовыми основами деятельности вожатого); практические занятия (управленческий, оформительский,  медицинский, игровой  практикумы); работа в творческих лабораториях - «Физическая культура и спорт», «Художественное и техническое  творчество», «Туризм и краеведение»; индивидуальная работа (консультации) со студентами. По окончании практикума студенты принимают участие в инструктивно-методическом лагерном сборе, моделирующем основные виды деятельности вожатого, инструктора по физическому воспитанию в условиях летнего отдыха детей и подростков. Одним из результатов подготовки  является  составление каждым студентом  определенного набора методических материалов, необходимых для самостоятельной практической деятельности  с воспитанниками, портфолио.  В рамках этого этапа, студенты разрабатывают  основные вопросы содержания, методики и организации  отдыха, досуга, воспитания и оздоровления детей, развивают навыки  игровой спортивно-оздоровительной и оформительской деятельности. Практический этап  заключается  в непосредственном исполнении функциональных обязанностей вожатого, организатора  летнего отдыха детей.  Итоговый этап - подготовка отчетов по практике, участие каждого студента- практиканта в  итоговой конференции, педагогическая рефлексия. В итоговое портфолио по практике включены дневник педагогических наблюдений,  методическая разработка отрядного КТД, результаты исследования по определению уровня физического развития  детей, аттестационный лист студента-практиканта за подписью руководителя  ДОЛ и преподавателя практики.

              Допуском к практике является  выполнение зачетных требований (защита программы отрядного вожатого и организатора детского досуга) по практикуму «Педагогика каникул»; санитарная книжка, методическое обеспечение.

            Сложившаяся система подготовки к прохождению летней практики имеет свои особенности.  Колледж заключил договор о подготовке студентов к летней  педпрактике с методическими Центрами:  МОУ ДОД ГДД(ю)Т (педагогический отряд «Маяк» и  «Школа вожатого» Департамента образования  г. Омска.  

           Летнюю педагогическую практику студенты нашего колледжа проходят на базах загородных детских оздоровительных лагерей  Омской области: ДОЛ «Юбилейный» Черлакского района, ДОЛ «Солнечная поляна» Одесского района, ДОЛ «Лесная поляна» Таврического района;  ДОЛ «Березка»,  ДОЛ  им. Ю.А. Гагарина,   ДОЛ  им. Стрельникова,  ДОЛ «Иртышские зори», расположенные в Чернолученско - Красноярской зоне отдыха  Омского района.  Так же в качестве места прохождения практики были определены  пришкольные лагеря дневного пребывания в Полтавском, Таврическом, Горьковском, Шербакульском  районах Омской области; СДЮСШОР «Динамо»; подростково-молодежный клуб «Мечтатель» Кировского АО г. Омска.

                Видится крайне важным, что практика позволила студентам оценить свой опыт, место обучения в процессе профессионального становления.  В  большинстве отчётов студентов звучит понимание необходимости постоянного самосовершенствования, приобретения практического опыта. Для значительной группы студентов практика стала важной вехой профессионального самосознания.  Об этом свидетельствуют выдержки из отчетов студентов:

            - «При поступлении  я не хотела становиться учителем, но после практики поняла, что готова и хочу этого» (Маша П.).

             - «За время практики во мне утвердилось убеждение, что педагогика - мое истинное призвание»  (Андрей М.).

           - «Я люблю детей и  хочу быть человеком, который  поведет их по пути  здорового образа жизни и поможет стать людьми, достойными жить в нашей стране» (Юля Ш.).

        Студенты проявили способность анализировать свое поведение, а также личностные качества. Во многих отчетах звучит понимание допущенных ошибок в своей деятельности:

         - «В следующий раз я бы сделал по - другому». (Алмаз К.).

          - «Думаю, что мне еще предстоит немало поработать как над собой, так  и над своим образованием» (Александр К.).

            Записи студентов в отчетах содержат выводы о том, что многие из них не  только попробовали себя на практике, но изменили свои жизненные принципы:

            - «Практика  очень изменила меня, позволила стать более уверенной в себе, появился интерес к детям, стала более самостоятельной» (Ирина Г.).

 Многие студенты пишут о новых открытых для себя принципах:

           - Практика доказала мне, что нет неинтересных детей - есть ошибки педагогов» (Андрей К.).

           - «Я поняла, что если хочешь, чтобы тебя уважали дети, на них необязательно кричать. Нужно общаться с ними как с равными, правда, научившись держать дистанцию» (Кристина К.).

          - «Изменились мои личные жизненные принципы и взгляды: считала раньше, что не люблю детей и не могу с ними общаться. А теперь понимаю, что ошибалась».  (Екатерина С.).

          - «Какие бы ни были дети, их  нужно любить, ценить и уважать, а также уметь выслушать их и помочь им»  (Анастасия Ш.).

          - «Индивидуальный подход к детям - самая выгодная стратегия» (Игорь В.).

              Анализ итогов непрерывной педагогической практики студентов позволяет определить место летней педагогической практики в профессиональном становлении будущих  педагогов. Практика не только позволяет приобрести опыт практической деятельности, опыт общения  с воспитанниками, но и предоставляет возможности будущим педагогам  оценить свои силы и возможности, а также личные перспективы. Студенты включаются в условия, стимулирующие самоанализ и рефлексию, интенсивного развития  мотивации. Несмотря на трудности, большинство студентов испытали удовлетворение от первого педагогического опыта на практике.

 Заведующая педагогической практикой Родина И.Б.