Психолого-педагогическая практика | Омский колледж профессиональных технологий

Психолого-педагогическая практика

Психолого-педагогическая практика - 2013С 18.11.2013г. по 06.12.2013г. у студентов 311группы, 3 курса педагогического отделения, обучающихся по специальности 050148 «Педагогика дополнительного образования» проходила психолого-педагогическая практика на базе бюджетных образовательных организаций  г. Омска:  «Лицей № 74»,  «СОШ №144».       Целью данного вида практики было  приобретение и осознание студентами опыта педагогической деятельности  в процессе выполнения функций классного руководителя. В соответствии с программой практики студенты знакомились  с системой организации учебно-воспитательного процесса в школе, функциональными обязанностями  классного руководителя; изучали школьную документацию (классный журнал, дневники,  личные дела, медицинские карты, творческие работы учащихся). На основе документации классного руководителя, врача, а также собственных наблюдений при посещении уроков заполняли диагностическую карту учащихся в закрепленном классе, проводили диагностику  познавательной сферы и личностных особенностей школьника,  а также социометрическое исследование, результаты которых использовали для составления  психолого-педагогических  характеристик  личности ребенка и классного коллектива.

Студенты-практиканты учились проектировать, проводить и анализировать различные виды внеучебных занятий, использовать наиболее эффективные способы организации детей при подготовке и проведении коллективных творческих дел. В приобретении  начального  опыта исследовательской работы по изучению возрастных и индивидуальных особенностей  младших школьников, созданию условий для анализа студентами воспитательной работы классного руководителя помогали руководители практики базовых образовательных организаций  г. Омска «Лицей №74» и «СОШ №144» - педагог-психолог Лебедик В.Г., классные руководители    Орлова О.В., Чернышова Е.К., Бабкова Л.М., Бабенко В.М.,

Башкатова Н.А., Ермолаева Г.В., Коленченко Н.В.

Учет и оценку деятельности студентов осуществляли  преподаватели практики в контакте с сотрудниками  базовых образовательных орга-  низаций. Деятельность практикантов оценивалась с учетом эффективности самостоятельной  работы, творческого подхода к практике, уровня аналитической и рефлексивной деятельности, качества отчетной документации и трудовой дисциплины в соответствии с нормативными требованиями, предусмотренными содержанием программы психолого-педагогической  практики.

Студенты-практиканты проявили профессионально-педагогические умения разного уровня. Руководители базовых учреждений отметили  хорошую теоретическую подготовку и успешную работу Афанасьевой Е., Куликовой Д., Самутенко К., Мальцан И. Указанные студенты  умеют  педагогически правильно определять цели, задачи, планировать и анализировать проводимые ими внеучебные формы занятий с детьми, а также использовать разные приемы мотивации обучающихся при проведении  коллективных творческих дел.

           Первый этап подведения итогов практики был организован в базовых образовательных учреждениях в форме круглого стола.    Преподавателями практики  отмечено, что студенты Некрасова Е., Москалева М., Рандовцев В., Духовской Е., Минина А., Степура Т.   проявили творческий подход в подготовке и проведении классных воспитательных мероприятий. Педагогическим коллективом базовых  организаций высоко оценена методическая компетентность  Афанасьевой Е.,  Куликовой Д.,  Самутенко К., Мальцан  И. Некрасовой  Е., Москалевой М., Мининой А., Степура Т.  в  разработке и проведении  КТД в закрепленном классе, а педагоги-наставники в Лицее № 74 отметили  организаторские способности Афанасьевой Е., Куликовой Д.  в подготовке и   проведении  спортивного праздника «Олимпийцы» и классного КТД « Олимпийские эстафеты».  Эти же студенты продемонстрировали высокое качество презентационных умений в подготовке выступлений на итоговой  конференции.

 Необходимо отметить, что организация и проведение практики- многоплановый процесс, представляющий систему логически взаимосвязанных звеньев, которая  на каждом этапе позволяет достигать поставленного результата. Важно, чтобы этот результат получил адекватную оценку со стороны самого студента, признание сокурсников и оценку преподавателей.   Подведение итогов практики  помогает студентам осознать необходимость самостоятельной деятельности для овладения профессией, дает возможность заявить о своих успехах, приобрести опыт.

Анализ анкетного опроса по изучению степени удовлетворенности качеством  организации и прохождением практики позволил выявить проблемы:

      1. 98% студентов-практикантов считают, что для получения навыков индивидуальной работы с учащимися и их родителями необходимо увеличить сроки прохождения практики;

    2. В процессе изучения психолого-педагогических дисциплин больше внимания уделять практической подготовке в проведении форм внеучебной воспитательной работы.

  3. Необходим  тренинг конструктивного  общения с педагогами, коллегами, руководителями практики, администрацией.

   4. 36% студентов-практикантов указывают на слишком большой объем отчетной документации.

Защита результатов практики, проходившая  с использованием мультимедийной презентации, анализ выполнения заданий, отзывы сотрудников базовых образовательных учреждений показали достаточный уровень  профессиональной подготовки студентов и умение работать самостоятельно, творчески.

Необходимо отметить, что педагогическая практика ставит педагога в условия, в которых он должен показывать высокие образцы профессиональной деятельности.  Для педагогического коллектива колледжа    практика студентов является предпосылкой для развития творческих способностей и условием постоянного совершенствования индивидуального педагогического опыта. Выражаем уверенность в том, что  создание образовательной среды в базовых образовательных организациях «Лицей № 74» , «СОШ №144»  высокий профессионализм педагогов и материальная база будут способствовать профессиональной адаптации, социализации и успешной самореализации студентов.

            Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество.